СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ

Изучить нормативно-правовые и научные разработки в области развития органов студенческого самоуправления. Провести анализ деятельности конкретной студенческой организации. Разработать модель развития студенческой организации, которая способствует подготовке конкурентоспособного специалиста.

АННОТАЦИЯ

В данной дипломной работе осуществляется поиск наиболее эффективной модели развития студенческой организации (Студенческого совета) на базе негосударственного образовательного учреждения. В рамках первой главы изучается Отечественный и зарубежный опыт развития органов студенческого самоуправления. В рамках второй главы проводится анализ деятельности конкретной организации. На основании изученной теории и проведенного анализа деятельности разрабатывается перспективная модель развития студенческой организации (Студенческого совета) на базе негосударственного образовательного учреждения в интересах подготовки конкурентоспособных специалистов.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1. ГЛАВА ПЕРВАЯ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1. Студенчески совет, как одна из основных форм студенческого самоуправления
1.2. Краткий обзор нормативно-правовых, методических и научных разработок
1.3. Справка об организационных структурах, содействующих развитию студенчества
1.4. Изучение Отечественного опыта работы студенческих организаций
1.5. Мониторинг Зарубежного опыта студенческих объединений
Выводы по первой главе
2. ГЛАВА ВТОРАЯ. АНАЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
2.1. Краткая характеристика Студенческого совета, функционирующего в Академии
2.2. Анализ состояния, деятельности, процессов и закономерностей развития совета
2.3. Выявление ключевых проблем организации в период 2007-2010 годов
Выводы по второй главе
3. ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
3.1. Постановка задач, обоснование и содержание проектируемой модели
3.2. Разработка организационного плана по реализации проектируемой модели
3.3. Оценка эффективности проектируемых и предлагаемых решений
Выводы по третьей главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Система высшего профессионального образования Российской Федерации является стратегическим ресурсом развития страны. По своим задачам она призвана подготовить выпускника к современным условиям жизни, а также дать перспективу развития в будущем, после окончания высшего учебного заведения. В условиях рыночной экономики к студенту-выпускнику предъявляются повышенные требования. Современный выпускник, чтобы носить звание специалиста в дополнение к основным, базовым знаниям, должен обладать рядом отличительный качеств, таких, как правовая грамотность, активная гражданская позиция, умение вести за собой и проявлять лидерские способности, адекватно оценивать современные потребности общества. Приобретение подобных качеств возможно только в процессе практической деятельности, общения и творчества.

Актуальность выбранной темы связанна с тем, что важную роль в приобретении вышеназванных качеств может сыграть студенческая организация. Но для того, чтобы студенческая организация стала той базовой площадкой для самореализации личности студента, она должна соответствовать определенной модели и нести в себе полезный результат. На данном историческом этапе в рамках реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации разработан комплекс методических рекомендаций по развитию студенческого самоуправления, который адресован именно студенческой аудитории. Основные идеи рекомендаций, которые выносятся для обсуждения, состоят в том, что процесс воспитательной работы и система органов студенческого самоуправления в вузе должна выстраиваться на инициативе студентов. Именно подобный подход, через делегирование функций воспитательной работы студенческим организациям, позволяет наиболее полно развивать и использовать их потенциал. В настоящем многие образовательные учреждения высшего профессионального образования самостоятельно выстраивают систему внеучебной работы со студентами, а вмести с этим и систему органов студенческого самоуправления. Но подобный подход не всегда способен удовлетворить интересы самого студенчества и в большинстве случаев сводится к участию студентов в различных митингах, акциях и пикетах, организаторами которых выступает местная организационная структура или администрация образовательного учреждения.

Именно по этой причине поиск механизмов и моделей управления студенческой организацией любой формы, которая позволила бы студентам самостоятельно выстраивать работу является актуальным на сегодняшний день. Учитывая то обстоятельство, что студент является будущим участником государственных, общественных, научных и экономических отношений в обществе, для наиболее разностороннего его развития и подготовки к взрослой жизни, необходимо уже с ранних курсов включать его в осознанную деятельность и давать возможность для реализации своих способностей.

В рамках данной работы в качестве объекта исследования служит студенческое самоуправление в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования. Предметом исследования является механизм развития Студенческого совета, как одной из форм студенческого самоуправления на базе негосударственного образовательного учреждения.

Целью дипломной работы является поиск наиболее эффективной модели развития Студенческого совета на базе негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования. Для достижения обозначенной цели автором поставлены следующие задачи:

  1. изучить нормативно-правовые, методические и научные разработки в области развития органов студенческого самоуправления, ознакомиться с опытом деятельности Отечественных и зарубежных студенческих объединений и организаций;
     
  2. провести анализ успешной деятельности и выявить закономерности развития Студенческого совета Международного Независимого эколого-политологического университета за период с 2006 по 2010 годы;
     
  3. на основании задачи №1 и №2 разработать модель развития Студенческого совета, которая наиболее полно способствует самореализации личности студентов на базе негосударственного образовательного учреждения, спроектировать последствия ее внедрения и обосновать экономическую эффективность.

Информационной базой для дипломной работы послужили: 1) Федеральный закон «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1, 2) Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ, 3) Закон города Москвы от 30 сентября 2009 года N 39 «О молодежи», 4) Постановление правительства Москвы № 678-ПП «О мерах по развитию студенческого самоуправления в городе Москве», 5) Приказ «О Совете по вопросам развития студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования» от 28 апреля 2006 г.

Методологической базой для работы послужили: 1) Концепция федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2011-2015 годы, 2) Стратегия государственной молодежной политики в РФ до 2016 года, 3) Рекомендации о развитии студенческого самоуправления в высших и средних специальных учебных заведений, Письмо Министра образования РФ от 02.10.2002 № 15-52-468/15-01-21, 4) Рекомендации по развитию студенческого самоуправления в Российской Федерации, Письмо Министра образования РФ № 15 51-68/15-01-15 от 14.07.2003, 5) Резолюция Всероссийского совещания по вопросам развития студенческого самоуправления в РФ от 29 апреля 2006 года, 6) Резолюция Всероссийского форума по вопросам развития студенческого самоуправления от 11 декабря 2010 года, г. Пушкин-Павловск, 7) Рекомендации "круглого стола" по студенческому самоуправлению, Совет Федерации, 28 февраля 2011 г.

Теоретической базой для работы послужили: 1) Центр теории воспитании ИТИП РАО, Научный доклад. Часть 2 – Студенческое самоуправление ВУЗа: анализ состояния и перспективы развития (Алиева Л.В., Нефедова Н.А.), 2) материалы выездных семинаров студенческого актива по вопросам развития студенческого самоуправления Департамента семейной и молодежной политики города Москвы, 3) Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук - Студенческое самоуправление в России: социологический анализ (Овчинников Василий Владимирович).

Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что проанализированные материалы и разработанная модель автором могут быть учтены 1) студенческой аудиторией при формировании концепции самостоятельного развития органа студенческого самоуправления в вузе; 2) специалистами отдела воспитательной роботы высшего учебного заведения при разработке образовательных программ, направленных на подготовку конкурентоспособных специалистов; 3) специалистами государственных органов молодежной политики при разработке нормативно-правовой и методической базы в области развития студенческого самоуправления.

По своей структуре диплом состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе (теоретический аспект) рассматривается понятие Студенческого совета, как одной из основных форм студенческого самоуправления в высшем учебном заведении, а также проводится анализ нормативно-правового законодательства в области объекта исследования. Далее проводиться обзор современной методической и научной литературы, в которых отражены рекомендации студенческому активу по развитию студенческих организаций различных форм на территории высшего учебного заведения. После знакомства с законодательной базой и методической литературой приводится аналитическая справка по организационным структурам на федеральном, региональном и локальном уровнях, уставная деятельность которых направлена на работу со студенческой молодежью в направлениях воспитания и дополнительного образования. В завершении первой главы изучается Отечественный и зарубежный опыт студенческих объединений, подводится краткий итог теоретической части.

Во второй главе (аналитический аспект) производится анализ деятельности студенческой организации (Студенческий совет Международного независимого эколого-политологического университета) за период с 2007 по 2010 годы. В данной главе приведена краткая характеристика организации, проведен детальный анализ результатов работы и управленческих решений, которые способствовали успешной деятельности за данный период времени, обозначены закономерности развития. В завершении главы выявлены существующие противоречия, недостатки и проблемы данной организации.

Третья глава (практический аспект), на основании выводов теоретической части дипломной работы, с учетом проведенного анализа в аналитической части, направлена на разработку модели развития Студенческого совета на базе негосударственного образовательного учреждения, в интересах подготовки конкурентоспособных специалистов. В начале главы производится описание разработки, далее приводится механизм реализации, а также дается оценка модели с позиций экономической и социальной эффективности.

В заключительной части высказывается предположение о том, что успешная реализация программ государственной молодежной политики на федеральном и региональном уровнях будет более действенной при непосредственном активном содействии и соучастии органов студенческого самоуправления. По этой причине прямые инвестиции в образование, во внеучебную деятельность студенчества могут повлиять на качество самоподготовки студентов, на произведенный ими полезный результат, и, следовательно, на вектор развития Российского государства.

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

1.1. Студенчески совет, как одна из основных форм студенческого самоуправления в высшем образовательном учреждении

Студенческое самоуправление в высшем учебном заведении – это самостоятельная, инициативная и ответственная совместная деятельность студентов, направленная на решение вопросов организации быта и досуга студенческой молодежи.

Студенческое самоуправление в образовательном учреждении характеризуется: 1) автономным функционирование, которое предполагает относительную независимость от администрации вуза; 2) гибкостью и динамичностью, по причине постоянного обновления кадрового состава организации; 3) самостоятельным выбором целей и путей их достижения, что позволяет учитывать интересы участников в процессе деятельности.

На сегодняшний день можно выделить более 25 различных форм студенческой самодеятельности: политические клубы, секции танцев, спортивные секции, научно-конструкторские бюро, экологические и творческие кружки. Наиболее распространенными формами являются Профсоюзный комитет студентов и Студенческий совет.

Студенчески совет – это место объединения группы (групп) студентов с общими и устойчивыми интересами. Основная задача Студенческого совета заключается в создании условий, способствующих самореализации студентов в научном, спортивном, творческом и профессиональном плане. Развития система Студенческого совета в образовательном учреждении позволяет освоить новые социальные роли, такие как руководитель и организатор.

Основу деятельности Студенческого совета составляют: 1) участие в управлении высшим учебным заведением, 2) представление интересов студентов на различных уровнях, 3) разработка и реализация социально-значимых проектов, 4) содействие временной и постоянной занятости студентов, 5) участие в распределении социальных льгот и стипендий.

В качестве уровней можно выделить Студенческий совет группы, кафедры, факультета и университета. Целесообразность формирования совета на том или ином уровне внутри университета в каждом случае определяется индивидуально. Важным обстоятельством, которое необходимо учитывать при выстраивании системы органов студенческого самоуправления, является необходимость увеличения степени ответственности коллектива в работе пропорционально повышению уровня Студенческого совета.

Всеобщим направляющим органом Студенческого совета является общее собрание (конференция) студентов высшего учебного заведения, в рамках которого утверждается Положение о студенческой организации, избирается руководящий состав, а также заслушиваются отчеты о проделанной работе.

В ходе развития Студенческий совет может приобрести правовой и юридический статус в виде: 1) общественной организации, порядок деятельности которой регламентируется ФЗ «Об общественных объединениях» и Уставом общественного объединения; 2) общественного студенческого объединения, деятельность которого определяется трехсторонним соглашением с администрацией вуза; 3) первичной профсоюзной организации студентов, деятельность которой определяется коллективным договором и регламентируется ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и Уставом профсоюзной организации.

Наиболее распространенная практика юридического закрепления статуса студенческой организации – это: 1) ведение ее деятельности на основании «Примерного положения о студенческом совете в образовательном учреждении (филиале) высшего профессионального образования», одобренного 29.09.2006 г. на заседании Совета по вопросам развития студенческого самоуправления; 2) включение ее в структуру воспитательной работы высшего образовательного учреждения, деятельность которой регламентируется уставом, положениями и распоряжениями образовательного учреждения. В обоих вышеприведенных примерах, Студенчески совет создается без образования юридического лица и не подлежит процедуре Государственной регистрации юридических лиц. Подобный подход во многих вопросах не позволяет вести самостоятельную независимую деятельность и делает студенческую организацию полностью зависимой от образовательного учреждения. К числу подобных вопросов относится не возможность иметь в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, быть истцом и ответчиком в суде, иметь самостоятельный баланс или смету, вести бухгалтерию.

Целесообразность оформления Студенческого совета, как юридического лица, определяется необходимостью в получении дополнительных финансовых, технических и организационных ресурсов. Если деятельность организации характеризуется регулярной сменой руководящего состава, отсутствием долгосрочных целей и не предполагает реализацию масштабных проектов и программ, создание юридического лица не потребуется.

Одно обстоятельство остается неизменным – Студенческий совет создается на базе государственного, либо не государственного образовательного учреждения и использует его материально-техническую, информационную и правовую базы. Кроме того полезная работа Студенческого совета всегда обращена к фиксированному количеству студенческой аудитории, значительное численное изменение которой происходит один раз в год – при поступлении и при выпуске студентов. Исключение составляет межвузовское сотрудничество, при котором работа Студенческих советов обращена к студентам из различных образовательных учреждений.

В процессе полезной деятельности студенческий актив организации проходит три этапа развития. На начальном этапе участия («Стажер») происходит приобщение студента к жизни студенческого сообщества, на котором необходимо увечить и заинтересовать студента коллективным творчеством. Вторым этапом («Новатор») является стремление к самоотдаче, творческой самореализации и объединению со сверстниками в общественно-полезной деятельности. Третий этап («Лидер») характеризуется стремлением к руководству сверстниками на основе полученных идей, знаний и опыта. Итогом деятельности на любом этапе являются новые успехи студенчества, которые неизбежно получают общественное признание, повышают его самооценку и жизненный тонус.

1.2. Краткий обзор нормативно-правовых, методических и научных разработок в области развития студенческого самоуправления в образовательных учреждениях

Постановление Правительства Москвы № 678-ПП
«О мерах по развитию студенческого самоуправления в г. Москве»

На основании данного Постановления при Правительстве Москвы создан Координационный совет органов студенческого самоуправления образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования и Координационный совет проректоров и заместителей директоров по воспитательной работе образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования. Согласно Постановлению созданные советы призваны консолидировать деятельность органов студенческого самоуправления для решения актуальных проблем московской молодежи и содействия карьерной ориентации и трудоустройству студентов и выпускников. На основании данного постановления в городе проводится городской конкурс «Московский студенческий актив», который направлен на развитие органов студенческого самоуправления и поддержку социально значимых инициатив студенческих объединений.

Примерное положение о студенческом совете в
образовательном учреждении (филиале) высшего
профессионального образования

Разработанное положение носит рекомендательных характер и применительно для использования при создании студенческой организации в образовательном учреждении. В содержательной части положения отражены общие положения, основные цели и задачи студенческого совета, структура и порядок формирования студенческого совета, взаимодействие студенческого совета с органами управления вуза, права и обязанности студенческого совета, обеспечение деятельности студенческого совета.

Рекомендации "круглого стола" по студенческому
самоуправлению, Совет Федерации, 28 февраля 2011.

Участники «Круглого стола» к ряду функций органов студенческого самоуправления относят: представление интересов студенчества перед администрацией образовательного учреждения и на различных уровнях: межвузовском, местном, региональном, федеральном; информирование студенчества, администрации, преподавателей, сотрудников образовательного учреждения о разнообразных аспектах студенческой жизни и государственной молодежной политики; формирование и обучение широкого студенческого актива образовательного учреждения.

В рамках материалов «круглого стола» выделен ряд характерных тенденций в развитии органов студенческого самоуправления, одни из которых: стремление взаимодействовать с администрацией вуза на основе принципов социального партнёрства; стремление достичь определённого уровня управленческой культуры; более активная поддержка проектов и программ органов студенческого самоуправления в студенческой среде.

Заслушав и обсудив информацию о развитии студенческого самоуправления, участники «круглого стола» рекомендуют: закрепить в российском законодательстве понятие «орган студенческого самоуправления (студенческий совет)», разработать и внедрить механизмы контроля за качеством образования и предоставляемых услуг (в распределении стипендиального фонда, жилищной сфере и других) с участием в них представителей органов студенческого самоуправления, проводить мероприятия, направленные на формирование культурных и нравственных ценностей студентов, развитие межкультурного диалога, дружбы и мира.

Резолюция Всероссийского форума по вопросам развития
студенческого самоуправления от 11 декабря 2010 года,
город Пушкин-Павловск

Во Всероссийском форуме по вопросам развития студенческого самоуправления приняли участие лидеры и руководители органов студенческого самоуправления высших и средних профессиональных учебных заведений. В резолюции форума отражена необходимость: 1) в активном включении студенческой молодежи в обсуждение законопроекта «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам повышения качества образования и трудоустройства выпускников учебных заведений; 2) на законодательное закрепление правового статуса Студенческих советов в качестве полноценного субъекта управления в учебном заведении; 3) предусмотреть финансирование общероссийских мероприятий по развитию студенческого самоуправления в соответствующих федеральных программах; 4) создания в структуре Общественного совета при Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации комиссии по вопросам развития российского студенчества; 5) сформировать из числа активистов органов студенческого самоуправления постоянно действующий совещательный орган «Всероссийский студенческий совет» и предложить участие его представителей в работе координационного совета при Министерстве образования и науки Российской Федерации.

Резолюция Всероссийской конференции «Роль студенческого
самоуправления в подготовке конкурентоспособных
специалистов» - 4-6 мая 2005 г., город Екатеринбург

Во Всероссийской конференции 4-6 мая 2005 г. приняли участие свыше 450 представителей из 163 образовательных учреждений 59 субъектов Российской Федерации в том числе: лидеры органов студенческого самоуправления, молодые ученые, представители администраций вузов, ответственные за организацию воспитательной, внеучебной работы со студентами, руководители и специалисты органов по делам молодежи.

В материалах конференции отражено, что работа в органах студенческого самоуправления является одним из механизмов качественной подготовки будущих специалистов, которые в ходе своей деятельности способны оказать влияние на вектор развития России. Резолюция конференции отражает необходимость в: 1) проведении социологического исследования состояния студенческого самоуправления, студенческого движения в Российской Федерации; 2) разработку и принятие ведомственной программы «Содействие трудоустройству выпускников и временной занятости студентов»; 3) поддержке и развитии общероссийского студенческого информационного портала в сети Интернет http://studenchestvo.ru/; 4) содействие развитию системы партнерства между властью, бизнесом, образованием, наукой и молодежью в целях повышения конкурентоспособности российского студенчеств; 5) организации программ знакомства студентов с потенциальными работодателями и организации мест прохождения практик.

1.3. Информационная справка об организационных стриктурах, осуществляющих содействие развитию студенческого самоуправления в образовательных учреждениях

Студенческое самоуправление различных форм в высших образовательных учреждениях высшего профессионального образования является составным элементом государственной молодежной политики Российской Федерации. Государственная молодежная политика представляет собой систему государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России. Объектами молодежной политики являются молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, и как особая возрастная группа дети в возрасте от 7 до 14 лет. Ключевыми приоритетами молодежной политики на среднесрочную перспективу являются создание условий для эффективной самореализации молодых граждан, патриотическое воспитание, формирование ценностей здорового образа жизни.

Таблица 1. Схематическое отображение организационных
структур, содействующих развитию студенчества России

Федеральный уровень
Президент http://kremlin.ru/
Правительство http://government.ru/
Министерство образования и науки, Министерство спорта, туризма и молодежной политики http://mon.gov.ru/ http://minstm.gov.ru/
Российский Союз ректоров, Российский союз молодежи (РСМ) http://rsr-online.ru/ http://ruy.ru/
Всероссийский Студенческий союз Российский студенчески спортивный союз http://rsunion.ru/ http://studsport.ru/
Информационные порталы в сети Интернет, посвященные проблемам студенчества http://studentotlichnik.ru/, http://studsovet.ru/ и другие
Региональный уровень (на примере города Москвы)
Мэр, Правительство http://mos.ru/
Департамент семейной и молодежной политики (в т.ч. окружные управления департамента)

Подведомственные организации:
http://dsmp.mos.ru/
Центр молодежного парламентаризма
Центр социальной активности «Молодые москвичи»
Гражданская смена
Префектуры административных округов, Районные управы http://(szao|sao|...|uao).mos.ru/, http://zelao.ru/
Совет ректоров высших учебных заведений Москвы и Московской области http://rectors.ru/
Московский Студенческий Центр (МСЦ), Координационный Совет Проректоров по воспитательной работе, Межвузовский студенческий координационный Совет http://mscenter.ru/
Местный и локальны уровни
Благотворительные фонды
Специализированные общественные и молодежные организации, уставная деятельность которых направлена на реализацию молодежной политики
Межвузовские студенческие советы
Образовательные учреждения и их филиалы
Ректорат (ректор, президент, проректоры), Ученый совет
Факультет, кафедра, аспирантура
Студенческие группы, студенты (любых форм обучения: очной, заочной…)

На федеральном уровне.

В процессе реализации государственной молодежной политики, и, следовательно, развития органов студенческого самоуправления, на федеральном уровне ведущую роль играют Президент, Правительство, Министерство образования и науки (программа «Студенческое самоуправление», 2005 г.), Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации.

Вспомогательную роль в развитии потенциала студенчества играют общероссийское общественное объединение «Российский Союз ректоров», общероссийская общественная организация «Всероссийский Студенческий союз», общероссийская общественная неполитическая некоммерческая организация Российский союз молодежи (РСМ) в направлении реализации программы «Студенческое самоуправление», а также формальные и неформальные информационные порталы (сообщества) в глобальной сети Интернет, посвященные вопросам самоорганизации студентов, проблемам студенчества и актуальным вопросам молодежной политики.

Целями программы РСМ «Студенческое самоуправление» являются: 1) создание и развитие органов студенческого самоуправления в вузах Российской Федерации; 2) информационное и методическое обеспечение деятельности органов студенческого самоуправления; 3) формирование банка данных о существующих и вновь создаваемых органах студенческого самоуправления.

На региональном уровне (на примере города Москвы).

В рамках реализации государственной молодежной политики Российской Федерации в городе Москве принят Закон города Москвы «О молодежи». Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с осуществлением государственной политики города Москвы в отношении молодежи как системы мер, направленных на создание правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов для реализации молодыми гражданами своих конституционных прав с учетом возрастных особенностей, а также для участия молодых граждан в системе общественных отношений и полной их самореализации в интересах общества. Реализацию данного закона в направлении развития органов студенческого самоуправления осуществляют мэр Москвы, Департамент семейной и молодежной политики города Москвы (в т.ч. окружные управления департамента), Префектуры административных округов и Районные управы г. Москвы, Ассоциация московских Вузов «Совет ректоров высших учебных заведений Москвы и Московской области», Автономная некоммерческая организация «Московский Студенческий Центр», созданная в соответствии с Распоряжением Мэра Москвы №1084-РМ и Московский Координационный Совет Проректоров по воспитательной работе.

На основании статьи 18 закона города Москвы от 30 сентября 2009 г. №39 «О молодежи», в целях формирования единого воспитательного пространства на территории города Москвы, Департамент семейной и молодежной политики, организует работу по государственной поддержке органов студенческого самоуправления, Префектуры административных округов оказывают организационное, информационное и иное содействие органам студенческого самоуправления, Комитет по телекоммуникациях и средствам массовой информации, оказывает содействие организаторам в освещении социально значимых мероприятий, реализуемых студенчеством.

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 10.08.2010 г. №678-ПП «О мерах по развитию студенческого самоуправления в городе Москве» Московский Студенческий Центр определен Городским организационно-методическим центром развития студенческого самоуправления в образовательных учреждениях.

В рамках Московского Координационного Совета Проректоров по воспитательной работе в 2008 году разработана Концепция воспитательной работы в вузах Москвы, в 2009 - Программа воспитания московского студенчества “Молодые, свободные и целеустремленные”, которая стала основной городской программой внутривузовских воспитательных структур. Совет объединяет проректоров и руководителей соответствующих структурных подразделений 136 государственных и негосударственных вузов Москвы и Московской области. Предметом особого внимания Совета являются развитие студенческого самоуправления, вопросы противодействия экстремистской деятельности в студенческой среде и профилактики деструктивных явлений.

В ведомственном подчинении Департамент семейной и молодежной политики состоят следующие организации, деятельность которых направлена на работу со студенческой молодежью и в результате способствует развитию органов студенческого самоуправления: 1) Государственное бюджетное учреждение «Центр молодежного парламентаризма», созданное на основании Распоряжения Правительства Москвы N 2741-РП от 20 ноября 2008 г.; 2) Государственное бюджетное учреждение «Гражданская смена», созданное на основании Постановления Правительства Москвы N 549-ПП от 26 июля 2005 года «О мерах в области молодежной политики по формированию гражданского самосознания и патриотизма в молодежной и студенческой среде в г. Москве»; 3) Государственное бюджетное учреждение «Центр социальной активности «Молодые москвичи».

В целях непосредственного координирования деятельности органов студенческого самоуправления и содействия в карьерной ориентации и трудоустройстве студентов и выпускников на территории города при Правительстве Москвы создан совещательный орган Московский межвузовский студенческий координационный Совет (ММСКС), в состав которого входит Московский городской координационный совет студенческих научных обществ (МГКССНО). Основные направлениями деятельности комитета являются: подготовка предложений по приоритетным направлениям государственной молодежной политики города Москвы; подготовка и публикация справочно-информационных материалов, освещающих деятельность студенческих организаций; организация подготовки и переподготовки кадров студенческого самоуправления; внесение предложений в органы государственной власти города Москвы о поддержке социально значимых инициатив московского студенчества. В настоящий момент Совет объединяет студенческие организации более 124 вузов столицы. В 2010 году было принято решение включить в состав Совета представителей студенческих организаций учреждений среднего профессионального образования.

На местном и локальном уровне.

Содействие в развитии органов студенческого самоуправления на местном и локальном уровне могут оказывать Благотворительные фонды предпринимательских структур, специализированные общественные и молодежные (в т.ч. политические) организации, уставная деятельность которых направлена на работу с молодежью, Межвузовские студенческие советы, создаваемые на определенной территории (округ, район), а также образовательные учреждения следующих типов: Федеральный университет (ведущие высшее образовательное учреждение на территории федерального округа), Университет (многопрофильное учебное заведение с большим выбором учебных программ в самых различных областях знания), Академия (готовит широкий круг специалистов какого-либо направления человеческой деятельности), Институт (занимается подготовкой специалистов для работы в определенной области профессиональной деятельности).

Возглавляет высшее учебное заведение ректор, его заместителями по различным направлениям работы являются проректоры, которые решают оперативные и тактические вопросы работы вуза. Стратегические вопросы развития вуза обычно решает его Ученый совет. В ряде случаев по решению Ученого совета в учреждении может быть ведена должность Президента, деятельность которого направлена на расширение представительских функции. К основным подразделениям учебного заведения относится Факультет (либо институт, функционирующий на правах факультета), Кафедра, Аспирантура (подразделение по подготовке преподавательских и научных кадров высокой квалификации – кандидатов наук) и Докторантура.

Во время деятельности студенческой организации для привлечения дополнительных ресурсов (финансовых, организационных, технических) так или иначе, приходится сталкиваться и взаимодействовать с вышеописанными структурами различных уровней, в большинстве случаев из которых это молодежные организации, студенческие группы и студенты вуза.

1.4. Отечественный опыт работы студенческих организаций

История зарождения деятельности органов студенческого самоуправления в России берет свое начало с момента появлении в 1775 году первых высших учебных заведениях. Первое студенческая организация (литературно-научное общество) была создана по инициативе студентов в Московском государственном университете (МГУ). Здесь собирались студенты, желавшие усовершенствовать свои знания в риторике и стихосложении. По итогам нескольких заседании организация прекратила свое существование.

Со временем органы студенческого самоуправления приобретали различные формы: общества, корпорации, конвенты. Значительно позже появился институт старост, студенческая милиция, студенческий суд чести, студенческие «сходки». Но, несмотря, на активность студентов лишь малая часть студенческих организации поддерживалась администрацией.

После прихода Советской власти в 1917 году происходили процессы становления новой системы моложенной и студенческой политики, окончательное формирование которой произошло в 30-х годах, где при высших учебных заведениях были созданы «вузкомы» - вузовские комитеты Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи (ВЛКСМ), деятельность которых основывалась на принципах выборности. Начиная с 40-х годов, была налажена деятельность научных кружков и организаций, продвигающих студенческую науку. В конце 60-х начале 70-х появились студенческие строительные отряды.

В итоге комсомольская организация превратился в единственную на то время молодежную организацию, которая развивала общественную активность студентов, научно-техническое творчество, занималась нравственным и эстетическим воспитанием, развитием художественной самодеятельности. Одним из достоинств комсомольской организации является то, что она служила хорошей школой для молодых управленцев и помогала решить проблему нехватки качественных управленческих кадров. В 1977 году в комсомоле состояло свыше 36 миллионов граждан Союза Советских Социалистических Республик (СССР) в возрасте от 14 до 28 лет.

На прошедшем 10-19 апреля 1990 года XXI съезде ВЛКСМ было объявлено о преобразовании организации в Российский союз молодежи. 27—28 сентября 1991 г. прошёл XXII Чрезвычайный съезд ВЛКСМ, объявивший историческую роль ВЛКСМ исчерпанной и распустивший организацию. РСМ и другие отдельные республиканские молодёжные организации продолжили существовать как независимые национальные молодёжные организации соответствующих республик, входивших в состав СССР.

После резких политических и экономических изменении в России на рубеже 93-х годов перед высшими образовательными учреждениями в направлении воспитательной работы возникла острая проблема, а именно чем заменить «вузкомы», которые по своей сути и деятельности и были студенческим самоуправлением с огромным творческим потенциалом, ресурсной базой, выстроенной структурой и кадровой политикой.

Во многих университетах часть перечисленных функции взяли на себя профсоюзы. Но, основной деятельностью студенческих профсоюзов были, а во многом и остаются, социальные функции, которыми их наделило государство: распределение путевок, проездных билетов, социальных стипендий и оказание материальной помощи из средств госбюджета. Поддержка же инициатив студентов – не свойственная для профсоюзов деятельность.

Подавляющее число профсоюзов также нельзя назвать студенческим самоуправлением, так как возглавляются они далеко уже не студентами, а зачастую людьми гораздо старшего возраста. Зачастую у профсоюзов существует внутренняя проблема – когда их деятельность распространяется не на всю аудиторию студенчества, а только на своих членов.

Поэтому прошедший в 2001 году Всероссийский студенческий форум показал необходимость развития различных форм студенческой самоорганизации, результатом работы в этом направлении стали рекомендации по развитию студенческого самоуправления в высших учебных заведениях, выпущенные Министерством образования Российской Федерации.

Создание новых форм осложнялось тем, что в ряде вузов к этому времени укрепились студенческие профсоюзы, выполнявшие, пусть и не свойственные им функции, и не желавшие появления других форм студенческой самоорганизации. Ряд университетов совсем не имел студенческих организаций. Опыт же создания организаций ССУ имела лишь малая часть вузов, но так как подобного рода организации создавались по инициативе самих университетов, то они имели значительные различия между собой. Основной же проблемой было отсутствие нормативно-правовых актов, позволяющих органам студенческого самоуправления работать в вузах. О чем неоднократно говорилось в 2004 г. на II Всероссийском студенческом форуме (Томск) и в 2005 г. на Всероссийской конференции (Екатеринбург).

Благодаря программе «Студенческое самоуправление» в 2006 году появляются рекомендации Министерства образования и науки РФ о создании в вузах «Студенческих советов», немного позже появилось «Примерное Положение о Студенческом совете университета».

Результатом этого стало активное создание в вузах студенческих советов. Отсюда появился ряд проблем. Во-первых, в некоторых вузах студенческие советы были созданы формально «для галочки» (так как приносят дополнительные балы при аттестации университета). Во-вторых, в вузах с сильными профсоюзами идея создания новых органов была встречена крайне отрицательно. И, в-третьих, большинство конкурсов по студенческому самоуправлению стали рассматривать единственную форму организации – студенческий совет, соответственно те вузы где, сложились сильные организации ССУ (старостаты, студенческие деканаты, клубы и др.) остались вне конкуренции и стали «ломать» сложившуюся систему преобразовывая её в студенческие советы. Все эти вопросы неоднократно поднимались на III Всероссийском студенческом форуме в Краснодаре осенью 2007 года.

В декабре 2007 года в рамках научно-практической конференции «Инновационный подход в теории и практике воспитательной работы в вузе», проходившей на базе Томского политехническом университете (ТПУ), Старостатом ТПУ была организована секция «Студенческое самоуправление». По результатам работы секции были выявлены основные проблемы студенческого самоуправления на сегодняшний день. Внутри вузов возникают проблемы взаимодействия администрации, профсоюзов и органов студенческого самоуправления, поддержки инициативности студентов, финансирования студенческих организаций.

На сегодняшний день самоорганизация студентов и их право на участие в управлении университетами довольно сомнительно. В большинстве случаев выборы руководящих органов студенческой организации производятся в не общего собрания студентов вуза. Основу финансовой поддержки инициатив студентов составляет образовательное учреждение. Наиболее дефицитными элементами материально-технической базы являются орг.техника, средства связи и транспорт. Во многих случаях инициативная группа активистов из-за недостатка опыта практической деятельности на начальном этапе не находит широкой поддержки среди студенческой аудитории образовательного учреждения. Зачастую нарушается преемственность власти в студенческой организации от старшекурсников (4-5 курсы) к младшекурсникам (1-3 курсы).

Но как показывает опыт вузов, где студенческие инициативы поддерживаются в достаточном объеме, выше описанные проблемы решаемы, и в результате органы студенческого самоуправления являются неотъемлемой частью практической подготовки современного выпускника высшей школы.

1.5. Зарубежный опыт студенческих объединений

Исследование международной студенческой среды на различных континентах показывает, что наиболее распространенными формами самоорганизации студентов во всем мире являются Студенческий союз, Студенческое управление, Сенат студентов, Ассоциация гильдии студентов и Студенческое правительство. Данные формы присутствуют во многих колледжах, университетах и с недавних пор в некоторых средних школах. В наиболее передовых образовательных учреждениях студенческие организации часто располагают собственным зданием на территории университетского городка (кампуса). Обычно подобные организации находятся в полном ведении студентов, независимо от образовательного учреждения.

К примеру, в Соединенных Штатах Америки (Калифорния) существует студенческая организация («Associated Students, Inc»), которая является некоммерческой корпорацией и находится под контролем внешнего спонсора. Также существуют студенческие организации, которые часто называются Правительством студентов. Подобные организации студентов могут располагать собственной столовой, игровыми комнатами, комнатами отдыха и другими помещениями для деятельности студентов. Многие студенческие организации Соединенных штатов структурированы по аналогии с государственными органами и состоят из исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти. В ряде случаев за основу структуры берется бизнес-модель, где между участниками распределяются соответствующие роли: президент, вице-президент по финансам, директор и т.д.

В Австралии все университеты имеют одну или несколько студенческих организаций. Австралийский студенческий союз обычно предоставляет такие услуги, как питание (например, кафе, небольшие торговые точки), студенческие средства массовой информации (например, газеты), освещающие различные социальные, культурные, политические, рекреационные и спортивные новости клубов и обществ.

В Канаде членство в колледже или университете Студенческого союза является обязательным согласно уставу организации. Здесь с платы за обучение производится отчисление определенной суммы в организацию для оплаты услуг Союза, своего рода взнос, который колеблется от $10 до $500. Студенческие выборы обычно проходят в марте месяце. Основная деятельность Союза направлена на защиту своих интересов в университете, а также на муниципальном, провинциальном и федеральном уровнях власти.

В Китае студентов называются ??? (Xuesheng Hui) или ????? (Xuesheng Lianhe Hui), что означает Студенческий союз или ассоциация студентов, которые играют роль организаторов различных мероприятий. В настоящем подавляющая часть студенческих организаций Китая находится под руководством Коммунистического союза молодежи Китая.

В Дании каждый университет имеет студенческий союз. Членство не является обязательным. Студенческие союзы финансируются университетом и Министерством науки.

В Греции каждый факультет университета имеет свои соответствующие студенческие союзы. Основная цель студенческого союза состоит в решении "проблем студентов, которые могут быть связаны с академической жизнью или с политической и социальной обстановкой в стране". Выборы руководителей органов студенческого самоуправления проводятся каждый год в начале весны. Все студенческие союзы в Греции являются членами "Национального студенческого союза Греции" (???? - ?????? ????????? ????? ???????).

В Шведских университетах основная задача союзов студентов – контроль качества образовательных услуг. Членство в организациях и уплата членских взносов (от ? 20 и ? 40) являлась обязательным до 1 июля 2010 года. В настоящем союзы получают финансовую поддержку от правительства в зависимости от количества студентов, обучающихся в университете. Союзы студентов в целом предоставляют консультационные услуги для своих членов и издают свои журналы или газеты. Кроме того они располагают собственными помещениями в университетах, в которых осуществляют предпринимательскую деятельность (магазины, рестораны, ночные клубы).

Фундаментальной основой органов студенческого самоуправления Украины является Закон «О внесении изменений в Закон Украины «О высшем образовании» (относительно вопросов студенческого самоуправления, законопроект р.н.1280 поданный в 2007 году народными депутатами Н. Томенко и Е. Сусловым), принятый Верховной Радой Украины.

В принятом законе четко прописаны полномочия органов студенческого самоуправления, в частности, что лишь по согласованию с органом студенческого самоуправления, в вузе принимается решение об отчислении, восстановлении на обучение, перевод студентов; поселения и выселения из общежития; назначении заместителя декана, проректора, отвечающих за работу со студентами; утверждение решений по вопросам студенческих городков и общежитий для проживания лиц, которые обучаются в высшем учебном заведении. Кроме того установлена квота в 10% на право участия студентов в работе Ученого совета вуза. Также Закон четко предусматривает, что на финансирование студенческого самоуправления предусмотрено выделять не менее 0,5% средств спецфонда вуза. Из данных средств не менее 30% должны расходоваться на поддержку научной деятельности лиц, обучающихся в соответствующем высшем учебном заведении.

На сегодняшний день в Украине создан ряд молодежных общественных организаций. Среди них: Всеукраинский студенческий совет (со статусом совещательного органа при Министерстве образования и науки Украины), Украинский ассоциация студенческого самоуправления, Ассоциация правозащитных организаторов студентов Украины, Национальная скаутская организация Украины “Пласт”.

В Индии в каждом университете функционируют разнообразные организации, которые зачастую являются молодёжными отделениями всеиндийских партий, таких как Индийский национальный конгресс (ИНК) или Индийская народная партия – «Бхаратия джаната парти» (БДП). Практически все студенты симпатизируют или входят в ту или иную студенческую организацию. Данные объединения активно реагируют на различные локальные и общеиндийские политические события. Однако главным органом управления, отражающим интересы студентов, является Студенческий союз. Он осуществляет посреднические функции между студентами и университетской администрацией, влияет на решения об отчислении и зачислении в университет. Кроме того, он ответствен за проведение различных мероприятий, таких как культурные программы, концерты, чемпионаты по крикету или футболу и т.д. На это студенческий союз имеет денежные средства, хранящиеся на совместном счёте президента и генерального секретаря студенческого союза. Обналичить чем возможно только при присутствии обеих подписей, при этом каждая потраченная рупия обсуждается на регулярных встречах советников. Всё это сделано, чтобы избежать нерациональной траты и утечки денег.

Выборы в студенческие союзы Индии проводятся каждый год, в осеннем семестре. Предвыборная кампания и процедура голосования подчинены определённым правилам. Вначале определяется день выборов. В этот день все занятия отменяются. Как правило, за десять дней до этого стартует предвыборная агитация. Студенческий союз формируется из шести основных выборных должностей: президент, вице-президент, генеральный секретарь, общий секретарь, секретарь по культуре и секретарь по спорту. На эти посты могут баллотироваться как представители от молодёжных партий, так и независимые кандидаты. Кроме того, студенты разных факультетов избирают по 5 советников для решения собственных внутрифакультетских проблем.

В большинстве странах-участницах Болонского процесса студенческое движение признается полноправным конструктивным партнером в управлении высшими учебными заведениями, формировании и реализации молодежной политики на местном и государственном уровнях.

Выводы по первой главе

Студенческое самоуправление России имеет длительную историю существования, которая берет свое начало с момента появления первых высших образовательных учреждений в 1775 г. На протяжении всего периода развития студенческие организации принимали различные формы и служили местом объединения студентов на основе общности интересов.

На современном этапе развития России студенческое самоуправление в вузах находится на стадии становления. Это находит свое отражение в существующем законодательстве, где статус и полномочия данных организаций до настоящего времени не зафиксированы и не имеют четкого оформления.

В рамках реализации государственной молодежной политики России, можно утверждать, что на федеральном и региональном уровнях, поддержка инициатив органов студенческого самоуправления и развитие их через систему дополнительного образования осуществляется в достаточном количестве и объеме. Вопрос остается в умении студенчества грамотно находить и использовать данную поддержку со стороны государства.

Как показывает зарубежный опыт органов студенческого самоуправления с различных континентов, деятельность подобных организаций может начинаться с малочисленных групп, осуществляющих контроль качества образовательных услуг и ряд других полномочий, которыми их наделила администрация высшей школы, перерастать в студенческую корпорацию, осуществляющую предпринимательскую деятельность, и заканчиваться участием в молодежной политике своего государства.

Сегодняшняя студенческая молодежь России – это 6,2 миллиона молодых граждан – 4%[26] от общей численности населения страны. Очевидно, что укрепление позиций Российского государства в мире, обеспечение его конкурентоспособности, повышения качества жизни российских граждан возможно только при эффективном задействование потенциала развития, носителем которого является студенческая молодежь.

ГЛАВА ВТОРАЯ. АНАЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

2.1. Краткая характеристика Студенческого совета Международного независимого эколого-политологического университета

Студенческий совет Международного независимого эколого-политологического университета («Академии МНЭПУ») создан в 1994 году, согласно архивным данным вуза. Как самостоятельная творческая студенческая единица, относительно независящая от решений воспитательной системы вуза, наибольшую активность, заметную как в стенах университета, так и за его пределами, совет проявлял в периоды 1994-1998, 2003-2005 и 2007-2010 г.

Довольно долгие перерывы в работе организации между периодами активности, связанны с недостаточным вниманием активистов к вопросам передачи дел совета от старшекурсников, к первокурсникам. Результатом служило то обстоятельство, что каждый период развития совета сопровождался потерей наработанного практического опыта, потерей детальной истории и началом деятельности с чистого листа.

Но, несмотря на данное обстоятельство, как и в прошлом, приходили студенты, заинтересованные в развитии полноценного Студенческого совета. Как и в прошлом, с целью иметь возможность создавать новое, вносить собственный вклад в развитие студенческой жизни и пробовать собственные силы в организационных, творческих и научных вопросах в конце 2007 года были запущенны процессы возобновления работы Студенческого совета, деятельность которого отвечает интересам и потребностям студенчества.

Ранний этап развития "третьего совета (2007-2010)" сопровождался наличием стандартного набора качеств, выраженных в отсутствии внешних связей, источников финансирования, известности и востребованности среди студенческой аудитории вуза. Наиболее важным обстоятельством являлось отсутствие понимания сути работы и возможностей Студенческой организации, у сложившейся инициативной группы студентов. Из-за данного обстоятельства происходило постепенное угасание интереса даже не столько к процессу командной работы, совместным собраниям, на тот момент неформального характера и обсуждению вопросов, касательно студенческого самоуправления, сколько к самой организации – Студенческому совету. Становление деятельности на раннем этапе ознаменовалось расколом студенческой группы на два лагеря. Первый, наибольший по численности, полностью отошел от процессов участия в жизни организации, обозначив данный поступок как бесперспективность работы в ней и проблемами в учебе. Вторую малочисленную группу, продолжавшую питать интерес к вопросам Студенческого совета университета, составили студенты 1-4 курсов, большую часть из которых представляли активисты Экологического факультета и колледжа. Начальным скрепляющим фактором для новой команды совета послужила совместная работа над первым проектом. На данном этапе развития, во многом благодаря оставшимся старшекурсникам (среди которых были активисты "второго совета"), удалось сформировать фундамент будущей студенческой платформы, способной самостоятельно принимать решения, распоряжаться имеющимися ресурсами, а также в относительной мере степени быть независимой от процессов воспитательной работы на уровне вуза.

Особенность второго этапа развития Студенческого совета в 2009 году заключается в наличии идейной борьбы между студентами и столкновении интересов отдельных студенческих групп. В различное время было сформулировано достаточное количество устных и письменных моделей развития студенческой организации. Многие из них казались фантастическими, другие напоминали технические чертежи сложных конструкций. Из всего предложенного было необходимо выбрать один единственный, наиболее приемлемый сценарий развития студенчества академии. На данном этапе долгое время деятельность организации напоминала место извечных дискуссий, прений и разногласий, что, в конечном счете, не давало полезных результатов. Осознавая потребность в конкретных результатах, выбор был сделан в пользу развития и укрепления внутренних связей между всеми студентами университета, на основе дружбы которых работа организации была сконцентрирована вокруг реализации проектов, разработанных отдельными активистами с различных факультетов академии. До начала третьего этапа развития Студенческого совета многие основополагающие вопросы такие как, стратегия, цели и задачи, структура организации носили не постоянный характер и довольно часто подвергались изменениям, дополнениям и уточнениям. В подобных условиях вести деятельность организации представлялось весьма сложным, хотя бы потому, что частая смена взглядов служит не лучшим средством общения с обществом (студенческим). Учитывая данное обстоятельство, на третьем этапе развития были предприняты попытки зафиксировать основополагающие идеи организации и планомерно приступить к укреплению авторитета и позиций совета на территории университета.

На третьем этапе, началом которого можно считать отчетно-выборочную конференцию Студенческого совета, в качестве миссии организации было определено получение качественного высшего образования и наработанной базы знаний к окончанию университета, которое сопровождается организацией насыщенной и увлекательной студенческой жизни в течение всего учебного года. В качестве цели студенческой организации установлено создание, поддержание и развитие условий для возможности реализации собственных студенческих разноплановых уникальных проектов. В конце 2010 года студенческая организация получила название МЭПЮДВАФК, что означает первые буквы всех факультетов академии и символизирует союз всех студентов, обучающихся в университете.

Третьему этапу развития были свойственны такие тенденции, как: 1) укрепление «корпоративной культуры» организации в студенческой среде, суть которой построена на том, что самоуправление (Студенческий совет) является частью каждого студента, а он в свою очередь является неотъемлемой частью студенчества, и при этом он самостоятельно определяет степень и формы своего участия в деятельности совета любого уровня; 2) организация и проведение первых межвузовских мероприятий на территории района Коптево города Москвы, при которых было положено начало новым традициям и в дальнейшем предполагало их развитие в географическом, количественном и качественном направлениях; 3) расширение материально-технической оснащенности студенческой организации, право на пользование которой имел каждый студент университета; 4) конструктивное взаимодействие и сотрудничество с ректором и структурными подразделениями вуза; 5) выход на уровень внешнего сотрудничества со студенческими, молодежными, общественными организациями и органами государственной власти.

С начала II полугодия 2009 работа в организации строилась на балансе между руководством реализацией конкретного проекта (мероприятия) и руководством деятельностью Студенческого совета. Необходимость подобного подхода вызвана тем, что проект – это ограниченное во времени мероприятие, которое завершится после его реализации, а Студенческий совет – это постоянно действующая площадка, которая служит местом для реализации проектов, и поэтому его необходимо всегда поддерживать в жизнеспособном состоянии. В ряде случаев работа руководящего состава организации велась на принципах невмешательства в дела и процессы деятельности образовавшихся формальных и неформальных групп. Подобным группам помощь и содействие оказывалась по их заявкам и просьбам. По мере необходимости проводились совместные собрания и рабочие группы с активистами, носившие не регулярный характер. В рамках данных собраний решались организационные вопросы касательно реализации конкретных проектов и программ.

В течение всего периода развития 2007-2010 годов Студенческий совет объединял в процессе своей работы представителей студенчества всех существующих факультетов и колледжа университета – среди которых, творческие, креативные, разномыслящих и нестандартные студенты.

1 октября 2010 года по праву считается точкой отчета нового четвертого периода развития Студенческого совета в 2010-2012 годах.

2.2. Анализ деятельности, оценка эффективности принимаемых управленческих решений, выявление особенностей развития на базе негосударственного образовательного учреждения

Анализ деятельности организации с позиций уверенности
планирования, организации, мотивации и контроля

Для представления объективного анализа о деятельности Студенческого совета в третьем периоде развития 2007-2010 годов, необходимо исследовать положение четырех компонентов работы организации, а именно: планирование, организация, мотивация и контроль.

Планирование деятельности Студенческого совета осуществлялось на основании долгосрочных, среднесрочных и разовых планов. К первым можно отнести такие документы, как «Программа развития», «Концепция развития», «Стратегический взгляд на подходы к работе в совете», «Вектор развития Студенческого совета», «Модель развития Студенческого совета». Кроме того, были и другие, созданные в различное время студентами университета. Но, как показала в дальнейшем деятельность организации, во многих случаях подобные разработанные долгосрочные планы носили характер скорее творческой фантазии, нежели материала для реального воплощения. В конченом счете они принимали «не публичный» статус из-за своей сложности, запутанности и занимали отдельное место на полках архива в аудитории организации, так и не получив практической применения.

Планирование на среднесрочную перспективу осуществлялось с учетом интересов администрации университета и на основании выдвинутых идей студентами. Подобное планирование закреплялось в документе «План работы Студенческого совета» на определенный период времени и в большей части носило ознакомительный характер. Необходимость наличия данного плана работы была вызвана в первую очередь требованиями университета к рассмотрению заявки на финансирование деятельности подразделения в очередном учебном году. Учитывая динамику постоянного обновления, добавления и самоликвидации тех, или иных идей и проектов студентов, планирование конкретных мероприятий на среднесрочную перспективу носило весьма сомнительный характер. По этой причине работа Студенческого совета переводилась на систему «Портфель мероприятий» (либо «Календарь дел активистов»), опиравшуюся на определенный сформированный денежный фонд, при которой устаревший (не актуальный) проект можно было безболезненно изъять и также безболезненно добавить новый.

Рисунок 1 — Процентное содержание работы организации
Рисунок 1 — Процентное содержание работы организации

Особо стоит отметить естественное стремление организации больше времени уделять собственным, а не внешним проектам и мероприятиям. Но, на практике, большая часть работа организации состояла из участия в ежегодных стандартных мероприятиях вуза (30%), участия в календарных общегородских мероприятиях (20%), оказания помощи структурным подразделениям университета (25%), взаимодействия со сторонними организациями (до 10%), резерв (3-4%). Уникальным же задачам и проектам студенчества отводилось менее 15% от всего имевшего времени в распоряжении Студенческого совета.

Под разовым планированием имеется в виду составление плана реализации конкретного мероприятия (проекта), который в каждом случае разрабатывается индивидуально. Разработка подобных планов осуществлялась под крупные межвузовские мероприятия, требовавшие координирования действий многих студентов. Основная задача данного планирования – не допустить срывов в работе по ключевым направлениям в ходе реализации проекта и выдержать определенный уровень мероприятия.

В завершении исследования процессов планирования в организации, стоит упомянуть еще об одном эффективном механизме планирования, название которого – «Календарь дел активистов». В данный календарь, во многом напоминающий ежедневник дел современного человека, вносились записи о всех текущих делах и задачах, которые необходимо было выполнить в определенный срок. Единственное отличие его от ежедневника состоит в том, что выполненная задача вычеркивалась из календаря, а после выполнения ряда задач календарь перепечатывался заново. Использования данного календаря также было вызвано удобством распределения задач между членами коллектива организации, при котором каждый активист понимал задачи своего соседа и в результате этого получал дополнительную степень автономности от руководителя организации. Подобный подход планирования позволял оперативно и целостно отслеживать картину происходящего в организации и гибко реагировать на окружающую действительность.

Процессы организации деятельности и работы Студенческого совета осуществлялись на основе объединения студентов в указанном месте и в заданный момент времени. В большинстве случаев объединение студентов осуществлялось путем проведения рекламных компаний организуемых мероприятий, через взаимодействие с лидерами формальных и неформальных групп и структур, а также через прямую агитацию, проводимую на территории университета посредством личного контакта со студенческой аудиторией. В крайних случаях использовалась поддержка администрации университета.

Совместная деятельность осуществлялась посредством обсуждения вопросов студенческого самоуправления в неформальной обстановке, а также проведения отчетно-выборочных конференций, еженедельных собраний, рабочих групп (репетиций), непосредственной разработки и реализации студенческих проектов, дежурства на телефонной линии, выездов за пределы вуза, участия в конкретных университетских и городских программах.

Студенческий совет, как организационная структура, был выстроен на принципах учета особенностей, интересов и потребностей студентов. К примеру, если человек увлекается спортом, то и задействование его потенциала осуществлялось в соответствующих условиях – на спортивных соревнованиях. Если человек обладает творческих началом, то на концертных программах. Но подобный подход отнюдь не означал, что данные студенты не могли вносить собственный вклад в развитие организации. Студенческий совет – является общей открытой организацией для всего студенчества академии.

Рассматривая разработанную систему мотивации Студенческого совета, побуждающую студенчество вуза к занятию полезной деятельностью в рамках организации, стоит отметить, что руководящий состав совета во все времена располагал одной единственной, добровольной, формой вовлечения студентов в общественную работу. Все другие формы вовлечения в общественную работу носят обязательный характер и на практике широко используются администрацией вуза.

Студенческий совет в период третьего развития 2007-2010 годов в рамках добровольной формы вовлечения студентов в свою деятельность располагал основным и дополнительным механизмом мотивации, который находился в процессе становления. Основной механизм, побуждающий к участию в работе организации, был воплощен на базе создания определенного уровня культуры студентов внутри университета, при которой появляется стремление к личностному самосовершенствованию, объединению со сверстниками и налаживанию дружеских связей.

Дополнительный механизм мотивации, который правильнее назвать компенсацией, так и не получил окончательного оформления на третьем этапе развития Студенческого совета. В основу его разработки были положены идеи распределения летних путевок в санатории, талонов на питание, выплата стипендий по итогам плодотворной научной и общественной деятельности.

Исходя из выше описанного подхода, под мотивацией понималось поиск и развитие условий способствующих добровольному, заинтересованному, благоприятному участию студентов в общественной жизни университета.

Контроль выполнения отдельных намеченных планов работы организации осуществлялся через создание эмоционально-психологических установок внутри коллектива, которые способствовали повышению самодисциплины, самоконтроля, добросовестного и ответственного решения поставленных задач. Отдельным способом контроля намеченных планов являлся мониторинг текущих нерешенных задач в «Ежедневнике дел активистов», в ходе просмотра которого складывалась целостная картина о положении организации. В отдельных случаях, к примеру, перед предстоящими массовыми сборами, контроль исполнения планов работы осуществлялся путем повторного напоминания активистам, а также заблаговременного их информировании о предстоящих событиях. Контроль исполнения стратегических задач осуществлялся не эффективно, в виду длительной размытости концепции жизнедеятельности Студенческого совета на территории университета вплоть до начала четвертого этапа развития.

Типичные ошибки в управлении и оценка эффективности
наиболее распространенных управленческих решений

В данном разделе производится анализ двух типов принимаемых управленческих решений – первые, которые нанесли наибольший урон деятельности студенческой организации; вторые, которые послужили продвижению организации на новый уровень развития, не допустили ее самоликвидации, как творческой студенческой единицы в университете.

Список наиболее вредоносных управленческих решений открывает излишняя перегрузка информацией активистов совета и студентов университета. На протяжении всего третьего периода развития деятельность студенческой организации сопровождалась сложными программами, масштабными рассылками электронных писем, в которых каждый раз менялись взгляды на текущую ситуацию. Подобное управленческое решение не позволяло формировать в обществе определенное стабильное мнение, которое должно по своей сути являться платформой организации. Следующая управленческая ошибка носит психологический оттенок.

В разное время из-за необдуманных действий и поступков отдельных участников совета, организация лишилась ценных кадров. Также были и конфликты, носившие весьма специфический характер, при которых участники говорили о схожих вещах и взглядах на развитие организации, но разными терминами, из-за чего не удавалось придти к единому мнению. Ошибка заключается в том, что не были своевременно предприняты попытки урегулировать данные противоречия и примирить участников конфликта.

Другая управленческая ошибка связанна с вопросами распределения ответственности между участниками совета. В процессе работы многие вопросы замыкались на постоянных активистов, что не позволяло сохранять баланс свободных сил и более оперативно решать сиюминутные задачи. На протяжении всей работы третьего периода не существовало четкого разграничения сфер ответственности между управленческими кадрами. Возможности делегирования полномочий находились на низком уровне из-за отсутствия действенной формальной структуры. Процесс построения структуры организации был устремлен в сторону ее быстрого расширения в горизонтальном и вертикальном направлениях, что, в конечном счете, привело к невозможности установления контроля за результатами ее деятельности. Для предотвращения развития данной ошибки усилия необходимо было направить на формировании минимальной, но действенной, управленческой команды.

Четвертая распространенная ошибка связанна с концентрированием усилий и ресурсов организации на второстепенных проблемах и задачах. В частности к второстепенным можно отнести проблему чрезмерной бюрократизации организации, которую составляли планы работ, проекты мероприятий, развернутые отчеты о деятельности, протоколы собраний. Решение данной ошибки необходимо искать в: 1) упрощении бюрократической составляющей организации; 2) инвестировании усилий и ресурсов организации в конкретные программы, проекты и мероприятия, которые создадут определенный социальный эффект для студенческого сообщества академии.

Замыкает список наиболее вредоносных управленческих решений ошибка, связанная с недостаточным вниманием к развитию внешних связей совета. Внешние связи организации – это дополнительный ресурс организации. Пренебрежение к развитию данного направления по умолчанию означает ограничение развития организации в первую очередь в профессиональном и идеологическом плане. Решение необходимо искать в постоянном расширении связей организации, в установлении контактов с государственными, политическим, общественными, молодежными и другими организациями.

Наиболее эффективным, с точки зрения теории управления, являлось управленческие решение направленные на укрепление разносторонних направлений деятельности организации. Основным направлением деятельности организации все же являлось спортивное, которое подкреплялось участием в городских спортивных играх и организацией собственных массовых и малых мероприятий. В результате данного решения реализация проектов других направлений не забрасывалась до критической отметки. Подобное решение позволяло планомерно укреплять авторитет организации в образовательном учреждении, на основе того, что реализация мероприятий осуществлялась в тесном взаимодействии с различными подразделениями университета. Решение о развитии разносторонних направлений деятельности позволяло пробовать силы совета в реализации новых уникальных проектов.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

[материал еще не подготовлен для публикации]

Наверх

Студенческая жизнь - это время для новых знаний и открытий. Миссия совета: продвижение и развитие личности студента. Задача совета: укрепление позиций студенческой корпорации.
Цитаты, высказывания и афоризмы о студенчестве
Студент 1 курса: Ну все, выгонят. Выгонят...
Студент 2 курса: А может не выгонят? Да нет, не выгонят.
Студент 3 курса: Ну, теперь не выгонят...
4 курс: Ну точно, не выгонят...
5 курс: Пусть только попробуют!!!


Версия сайта: 5.00к | copyright © 2022
Яндекс.Метрика